В МОУ СШ №113 прошли уроки на тему: "Защищены ли твои потребительские права", посвященные Дню правовой культуры.
Цель- познакомить обучающихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, воспитывать грамотного потребителя, показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.
- сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области и навыков поиска решения конфликта законным образом, учить обучающихся грамотному поведению на рынке товаров.
Перед началом урока с учащимися было проведено анкетирование.
Перед участниками анкетирования были поставлены вопросы, на которые поступили ответы в следующих долевым соотношениях:
1. Пользуетесь ли вы услугами интернет – магазина?
Из общего числа участвовавших в анкетировании 26% респондентов осуществляли покупку дистанционным образом.
2. Сталкивались ли Вы с проблемами нарушения Ваших прав (потребителей) при покупке?
12% опрошенных граждан утвердительно ответили на данный вопрос, при этом более половины потребителей испытывали проблемы при приобретении товаров по дистанционной торговле.
3. Как часто сталкивались Вы с нарушением Ваших прав (потребителя) при покупке товаров?
Доля ответов о постоянном нарушении прав потребителей составила менее 1 процента. Преимущественно потребители дали ответы: «никогда», «крайне редко», «редко».
6. Сталкивались ли Вы с несанкционированным доступом и хакератаками к Вашим персональным данным, в том числе контактам, личной переписке, фотографиям, мобильному банку через используемое Вами смарт – устройство?
10% респондентов ответили утвердительно.
7. Какие действия Вы считаете более эффективными для защиты Вашего устройства от несанкционированного доступа к Вашим персональным данным?
Наиболее действенными способами были указаны: «отказ от скачивания сомнительных приложений» - 69%, «блокировка экрана» - 41%, «использование приложения защиты телефона от кражи» - 37%.
7. По каким критериям Вы выбираете смарт – устройства, в том числе «умные» приложения к ним?
Покупки смарт-устройств осуществлялись потребителями с учетом совокупных условий: по положительным отзывам покупателей - 77%, по совету друзей - 39%, в 17% случаях также была учтена популярность бренда.
8. Возвращали ли товары, заказанные в Интернет – магазинах, и по каким причинам?
Товар возвращали в 12% случаев по следующим причинам: ненадлежащее качество – 69%, неподходящая модель – 15%, ненадлежащая комплектация – 7%, иное – 9%.
Опрос, проведенный среди учащихся школы показал, что 26% потребителей совершают покупки дистанционным способом, однако опрошенные не задумываются о безопасности таких покупок. Около 12% опрошенных сталкивались с проблемами нарушения их прав потребителей при покупке смарт-устройств, но обладают средними правовыми знаниями.