Источник: https://sosh-113-volgograd.nubex.ru/12478/

Профориентация и самоопределение обучающихся

Компоненты профориентации

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- Профессиональное просвещение;

- Профессиональная диагностика;

- Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- развитие представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

- Профессиональное самопознание;

10-11 классы:

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.


Направления и формы профориентационной работы в школе:

- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Работа с учащимися:

- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;

- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

- Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:

- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.


Выбор профессии - выбор будущего.

Предпрофессиональная работа в школе характеризуется разносторонней ориентацией, которая связана с социальным развитием и социальной адаптацией подрастающего поколения. При этом, она отличается по целевому назначению, задачам, содержанию, технологиям организации, итогам прохождения. Целевым назначением предпрофессиональной работы является:

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду, в любых его проявлениях и направлениях;

формирование осознанного стремления заниматься трудовой деятельностью, развиваться и постоянно совершенствовать свои навыки и способности;

развитие качества, которые будут необходимы для реализации себя в определенной профессиональной сфере;

стремится к развитию профессионализма и профессиональной компетентности;

формирование профессиональной мобильности и динамичности;

постоянное обновление знаний и навыков, отвечающих тенденциям социально-экономического развития общества;

воспитание самостоятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;

воспитание творческой активности и развитие креативного мышления;

приобщение к научно-исследовательской, экспериментальной деятельности.
Принципы предпрофессиональной работы:

- объединение усилий школы, университетов, колледжей, предприятий;

- интеграция ресурсов основных и дополнительных занятий, организация практико-ориентированной внеурочной деятельности;

-ориентация на профессии будущего.

Кадеты МЧС  как педагогическая технология воспитания,
общеобразовательной и предпрофессиональной подготовки обучающихся

Кадетские классы, направленности МЧС в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя школа №113 Красноармейского района Волгограда появились не случайно.

Благородная идея, лежащая в основе деятельности МЧС России, военная романтика мужественной профессии спасателя позволяют достаточно успешно решать главную задачу, которую общество ставит перед образовательными учреждениями: обучение и воспитание личности, обладающей современным уровнем общего и профессионального образования, качествами самообладания, самодостаточности и патриотизма.

Честных, открытых, мужественных юношей и девушек.

Созданные на базе МОУ СШ №113  кадетские классы общего образования (5 – 9 классы),  помогают нашим ребятишкам встать на правильный жизненный путь. Подготовить для страны преданных и благодарных ей воинов и специалистов-спасателей. Сохранить детям детство.

Сегодня данная форма социального кадетства, основывающаяся на главной идеи МЧС России «Спасение, предупреждение, помощь», реализуется по разному.

В школе разработаны локальные документы, регламентирующие работу кадетских классов МЧС: Положение о кадетских классах и многие другие документы, определяющие систему организации жизнедеятельности кадетов.

В МОУ СШ №113 организована предпрофессиональная работа глубокого осознания идеи создания и функционирования кадетских классов МЧС всеми участниками образовательного процесса (кадеты, педагоги, родители, представители управления МЧС России по г.Волгограду) воспитание гражданина и патриота России, способного к созидательному труду на благо Родины, как на военной, так и на гражданской государственной службе. Внеурочная деятельность, сочетание общеобразовательной и специальной подготовки кадетов, реализация в процессе обучения программ дополнительного образования (спорт, строевая подготовка, стрельба, танцы и др.).

Юнноармейцы

 Учащиеся МОУ СШ №113 вступили в ряды "ЮНАРМИИ". Со стороны вы могли видеть, как ребят учат маршировать, собирать и разбирать оружие. Действительно, основная задача движения – начальная военная подготовка. Дети в безопасных условиях изучают оружие, военную технику и используют знания на практике, например, стреляют на полигоне. Однако физическое развитие молодежи — это еще не все. В «Юнармии» стремятся вызвать у ребят интерес к истории, географии России, её народов, выдающихся ученых, полководцах, героях.

Кроме того, это движение – отличная альтернатива улице, компьютерным играм и общению в Интернете. Юнармейцы занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, учатся оказывать первую помощь. К тому же движение поможет ребенку приобрести важнейший опыт взаимодействия в команде.

Льготы при поступлении в ВУЗы и выбор войск

После вступления в «Юнармию» на каждого ребенка заводится портфолио. В нем фиксируются курсы, которые он прошел, каких результатов достиг, в каких мероприятиях участвовал. Хорошее личное дело позволит получить некоторые преимущества в будущем.

«По результатам будут предоставляться льготы для поступления в ВУЗы Министерства обороны. А по линии военкоматов, которые нас курируют, — выбор места службы и рода войск», – рассказал начальник штаба регионального отделения Санкт-Петербурга Игорь Коровин.

Сотрудничество с ВолГТУ

МОУ СШ №113 и ВолГТУ заключили договор о сотрудничестве, т.к. профессиональное самоопределение учащихся старших классов относится к числу важнейших задач образования, решение которой значимо как для каждого человека, так и для общества и государства. Ведущая роль в формировании необходимых ресурсов для осуществления осознанного профессионального выбора отводится общеобразовательной школе. В связи с этим школа должна реализовывать систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Речь идёт о профессиональной ориентации.

Взаимодействие МОУ СШ №113 и высшего учебного заведения будет выстроено как партнёрские взаимоотношения, подразумевающие взаимовыгодный обмен различными ресурсами, способствующие достижению значимых для обеих сторон целей.

Добровольцы России.РУ

Участие в данном проекте «открывает возможности к совместной работе, общению, обучению, а также помогает объединять запросы и предложения волонтерской помощи в одном месте, познакомиться и определиться в предпрофессиональном выборе».

Целью создания сайта «Добровольцы России» является намерение «объединить на площадке гражданских активистов, волонтерские центры, некоммерческие и коммерческие организации, государственные учреждения и всех тех, кто вовлечен в добровольческое движение, предоставить широкий спектр возможностей, как для самостоятельного развития каждого участника проекта, так и для эффективного взаимодействия с другими внутри сайта».

Отмечается, что Интернет-ресурс будет полезен как отдельным добровольцам, так и целым добровольческим движениям и организациям страны. В частности, с помощью него можно будет узнать о волонтерских акциях, проектах, организациях, возможностях обучения и развития.

V открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы»

V открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» («WorldSkills Russia»)

​С 11 по 16 ноября 2019г на стадионе «Волгоград Арена» состоялся V открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» («WorldSkills Russia»).

​Чемпионат «Молодые профессионалы» – это уникальное мероприятие участники, которого показывали свое мастерство и получили возможность трудоустройства. Выпускники МОУ СШ №113 приняли в нем участие и увидели уникальность многих профессий, получили от специалистов ответы на интересующие вопрсы. 

Главной особенностью престижного конкурса в этом году является  объединение всех возрастных групп: юниоров, студентов, молодых специалистов, а также появление нового направления для профессионалов старше 50 лет – «Навыки мудрых». Опытные профессионалы продемонстрируют свои умения и докажут всем, что возраст не помеха интересной работе, новым знаниям и духу соревновательности. Компетенция «Навыки мудрых» положит начало развитию нового направления чемпионатного движения «WorldSkills Russia».

– Для эффективного обучения, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по самым востребованным и перспективным профессиям на базе Волгоградского экономико-технического колледжа создан Центр опережающей профессиональной подготовки, – рассказал заместитель председателя Общественной палаты Волгограда, руководитель регионального координационного центра «Молодые профессионалы» («WorldSkills Russia»)

https://edu.gov.ru/

http://obraz.volganet.ru/

http://www.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

https://www.minobrnauki.gov.ru/

http://window.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://eseur.ru/