Источник: https://sosh-113-volgograd.nubex.ru/12478/

Профориентация и самоопределение обучающихся

Компоненты профориентации

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- Профессиональное просвещение;

- Профессиональная диагностика;

- Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- развитие представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

- Профессиональное самопознание;

10-11 классы:

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.


Направления и формы профориентационной работы в школе:

- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Работа с учащимися:

- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;

- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

- Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:

- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.


Выбор профессии - выбор будущего.

Предпрофессиональная работа в школе характеризуется разносторонней ориентацией, которая связана с социальным развитием и социальной адаптацией подрастающего поколения. При этом, она отличается по целевому назначению, задачам, содержанию, технологиям организации, итогам прохождения. Целевым назначением предпрофессиональной работы является:

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду, в любых его проявлениях и направлениях;

формирование осознанного стремления заниматься трудовой деятельностью, развиваться и постоянно совершенствовать свои навыки и способности;

развитие качества, которые будут необходимы для реализации себя в определенной профессиональной сфере;

стремится к развитию профессионализма и профессиональной компетентности;

формирование профессиональной мобильности и динамичности;

постоянное обновление знаний и навыков, отвечающих тенденциям социально-экономического развития общества;

воспитание самостоятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;

воспитание творческой активности и развитие креативного мышления;

приобщение к научно-исследовательской, экспериментальной деятельности.
Принципы предпрофессиональной работы:

- объединение усилий школы, университетов, колледжей, предприятий;

- интеграция ресурсов основных и дополнительных занятий, организация практико-ориентированной внеурочной деятельности;

-ориентация на профессии будущего.

Кадеты МЧС  как педагогическая технология воспитания,
общеобразовательной и предпрофессиональной подготовки обучающихся

Кадетские классы, направленности МЧС в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя школа №113 Красноармейского района Волгограда появились не случайно.

Благородная идея, лежащая в основе деятельности МЧС России, военная романтика мужественной профессии спасателя позволяют достаточно успешно решать главную задачу, которую общество ставит перед образовательными учреждениями: обучение и воспитание личности, обладающей современным уровнем общего и профессионального образования, качествами самообладания, самодостаточности и патриотизма.

Честных, открытых, мужественных юношей и девушек.

Созданные на базе МОУ СШ №113  кадетские классы общего образования (5 – 9 классы),  помогают нашим ребятишкам встать на правильный жизненный путь. Подготовить для страны преданных и благодарных ей воинов и специалистов-спасателей. Сохранить детям детство.

Сегодня данная форма социального кадетства, основывающаяся на главной идеи МЧС России «Спасение, предупреждение, помощь», реализуется по разному.

В школе разработаны локальные документы, регламентирующие работу кадетских классов МЧС: Положение о кадетских классах и многие другие документы, определяющие систему организации жизнедеятельности кадетов.

В МОУ СШ №113 организована предпрофессиональная работа глубокого осознания идеи создания и функционирования кадетских классов МЧС всеми участниками образовательного процесса (кадеты, педагоги, родители, представители управления МЧС России по г.Волгограду) воспитание гражданина и патриота России, способного к созидательному труду на благо Родины, как на военной, так и на гражданской государственной службе. Внеурочная деятельность, сочетание общеобразовательной и специальной подготовки кадетов, реализация в процессе обучения программ дополнительного образования (спорт, строевая подготовка, стрельба, танцы и др.).

Юнноармейцы

 Учащиеся МОУ СШ №113 вступили в ряды "ЮНАРМИИ". Со стороны вы могли видеть, как ребят учат маршировать, собирать и разбирать оружие. Действительно, основная задача движения – начальная военная подготовка. Дети в безопасных условиях изучают оружие, военную технику и используют знания на практике, например, стреляют на полигоне. Однако физическое развитие молодежи — это еще не все. В «Юнармии» стремятся вызвать у ребят интерес к истории, географии России, её народов, выдающихся ученых, полководцах, героях.

Кроме того, это движение – отличная альтернатива улице, компьютерным играм и общению в Интернете. Юнармейцы занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, учатся оказывать первую помощь. К тому же движение поможет ребенку приобрести важнейший опыт взаимодействия в команде.

Льготы при поступлении в ВУЗы и выбор войск

После вступления в «Юнармию» на каждого ребенка заводится портфолио. В нем фиксируются курсы, которые он прошел, каких результатов достиг, в каких мероприятиях участвовал. Хорошее личное дело позволит получить некоторые преимущества в будущем.

«По результатам будут предоставляться льготы для поступления в ВУЗы Министерства обороны. А по линии военкоматов, которые нас курируют, — выбор места службы и рода войск», – рассказал начальник штаба регионального отделения Санкт-Петербурга Игорь Коровин.

Сотрудничество с ВолГТУ

МОУ СШ №113 и ВолГТУ заключили договор о сотрудничестве, т.к. профессиональное самоопределение учащихся старших классов относится к числу важнейших задач образования, решение которой значимо как для каждого человека, так и для общества и государства. Ведущая роль в формировании необходимых ресурсов для осуществления осознанного профессионального выбора отводится общеобразовательной школе. В связи с этим школа должна реализовывать систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Речь идёт о профессиональной ориентации.

Взаимодействие МОУ СШ №113 и высшего учебного заведения будет выстроено как партнёрские взаимоотношения, подразумевающие взаимовыгодный обмен различными ресурсами, способствующие достижению значимых для обеих сторон целей.

Добровольцы России.РУ

Участие в данном проекте «открывает возможности к совместной работе, общению, обучению, а также помогает объединять запросы и предложения волонтерской помощи в одном месте, познакомиться и определиться в предпрофессиональном выборе».

Целью создания сайта «Добровольцы России» является намерение «объединить на площадке гражданских активистов, волонтерские центры, некоммерческие и коммерческие организации, государственные учреждения и всех тех, кто вовлечен в добровольческое движение, предоставить широкий спектр возможностей, как для самостоятельного развития каждого участника проекта, так и для эффективного взаимодействия с другими внутри сайта».

Отмечается, что Интернет-ресурс будет полезен как отдельным добровольцам, так и целым добровольческим движениям и организациям страны. В частности, с помощью него можно будет узнать о волонтерских акциях, проектах, организациях, возможностях обучения и развития.

V открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы»

V открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» («WorldSkills Russia»)

​С 11 по 16 ноября 2019г на стадионе «Волгоград Арена» состоялся V открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» («WorldSkills Russia»).

​Чемпионат «Молодые профессионалы» – это уникальное мероприятие участники, которого показывали свое мастерство и получили возможность трудоустройства. Выпускники МОУ СШ №113 приняли в нем участие и увидели уникальность многих профессий, получили от специалистов ответы на интересующие вопрсы. 

Главной особенностью престижного конкурса в этом году является  объединение всех возрастных групп: юниоров, студентов, молодых специалистов, а также появление нового направления для профессионалов старше 50 лет – «Навыки мудрых». Опытные профессионалы продемонстрируют свои умения и докажут всем, что возраст не помеха интересной работе, новым знаниям и духу соревновательности. Компетенция «Навыки мудрых» положит начало развитию нового направления чемпионатного движения «WorldSkills Russia».

– Для эффективного обучения, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по самым востребованным и перспективным профессиям на базе Волгоградского экономико-технического колледжа создан Центр опережающей профессиональной подготовки, – рассказал заместитель председателя Общественной палаты Волгограда, руководитель регионального координационного центра «Молодые профессионалы» («WorldSkills Russia»)

Информация по комплектованию образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении МЧС России, в 2024 году

Главное управление МЧС России по Волгоградской области проводит мероприятия по комплектованию образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении МЧС России.

В 2024 году Главным управлением планируется направление кандидатов             из числа лиц гражданской молодежи Российской Федерации, оканчивающих образовательные организации среднего общего образования (11 классов) или среднего профессионального образования (колледжи, техникумы) и прописанных в пределах Волгоградской области, для поступления в качестве курсантов по очной бюджетной форме обучения в следующие образовательные организации МЧС России:

1) ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы МЧС России» (г. Москва) на направления подготовки (специальности):

20.03.01 Техносферная безопасность (бакалавриат, срок обучения – 4 года);

09.03.02 Информационные системы и технологии (бакалавриат, срок обучения – 4 года);

20.05.01 Пожарная безопасность (специалитет, срок обучения – 5 лет).

 

2) ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России» (г. Санкт-Петербург) на направления подготовки (специальности):

20.05.01 Пожарная безопасность (специалитет, срок обучения – 5 лет);

20.03.01 Техносферная безопасность (бакалавриат, срок обучения – 4 года).

 

3) ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России» (г. Иваново) на направления подготовки (специальности):

20.05.01 Пожарная безопасность (специалитет, срок обучения – 5 лет).

 

Вступительные испытания для поступающих на направления подготовки (специальности) 20.05.01 Пожарная безопасность (специалитет), 20.03.01 Техносферная безопасность (бакалавриат), 09.03.02 Информационные системы и технологии (бакалавриат) на базе среднего общего образования (11 классов) проводятся по следующим предметам:

- Математика (профильная, результаты ЕГЭ);

- Физика или Информатика и ИКТ (результаты ЕГЭ);

- Русский язык (результаты ЕГЭ).

Поступающие на вышеуказанные направления подготовки на базе среднего профессионального образования (колледжи, техникумы) сдают вступительные испытания по профильным предметам (Безопасность жизнедеятельности, Основы пожарной безопасности, Русский язык) на базе образовательных организаций МЧС России.

Выпускники образовательных организаций МЧС России по окончании обучения получают специальные звания среднего начальствующего состава и направляются для дальнейшего прохождения службы в Главное управление МЧС России, от которого они были направлены.

 

Алгоритм действий при поступлении в образовательные организации

МЧС России на должности курсантов

 

В период с 15.01.2024 по 15.02.2024 необходимо обратиться в управление кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления для оформления документов, прохождения профессионального отбора и формирования личного дела. При обращении при себе необходимо иметь следующие документы (оригинал и копия документов):

- паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении;

-  СНИЛС;

- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу или военный билет;

- оценочную ведомость за первое полугодие (справка из образовательной организации) или документ о среднем профессиональном образовании;

- медицинскую карту.

По вопросам поступления в образовательные организации МЧС России кандидаты могут обратиться в управление кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления по телефону: 8 (8442) 96-70-91.

https://edu.gov.ru/

http://obraz.volganet.ru/

http://www.edu.ru/

https://www.minobrnauki.gov.ru/

http://window.edu.ru/

http://eseur.ru/